Я уже писал, что создание монументальных скульптур дело ответственное и сложное.   Для того чтобы изготовить большую скульптуру нужно задействовать серьезное производство,  иногда и не одно, а также много человек. Стоит это серьезных денег. Если деньги бюджетные, то сейчас, в обязательном порядке, проводятся тендеры на производственное изготовление.  А по творческой части проходят конкурсы.  Участие в них могут принимать все профессиональные художники.  Иногда такие конкурсы могут собрать 15 – 20 художников и творческих коллективов. Представьте, насколько не просто бывает выбрать  из них только одну скульптуру.

Теперь,  как это проходит.

1).  Начинается все с того, что некая организация, вдруг решает, что ей необходимо установить скульптуру, чтобы отметить что- то важное, или почтить память кого-то очень выдающегося.

2). Спускается бумага на Министерство культуры о желании провести такое мероприятие.

3). Министерство культуры делает задание для конкурса. Там описываются условия. В условиях оговаривается : что нужно сделать,  кто может принимать участие, в каком виде должны быть предоставлены проекты,  и дата проведения.  Последнее время взяли за правило, ставить рамки по цене, чтобы проект не превышал определенной стоимости.

4). Как правило, участие принимают  коллективы со всей Беларуси. В такие коллективы, часто входят скульпторы и архитекторы.  Так как потянуть такой конкурс одному — это дело сложное. Требуется много финансовых и физических затрат. Но наше Министерство идет на поводу у заказчика. А заказчик ставит минимальные сроки, потому, что совершенно не понимает технологии изготовления скульптур, а про время на создание оригинальной идеи, он вообще не задумывается. Таким образом,  творческие коллективы становятся перед сложной задачей создать интересное произведение,  ответить всем условиям конкурса, да еще  в кратчайшие сроки.  Коллективы подают заявки. Так Министерство может заранее  узнать, сколько проектов будет участвовать.

5). Скульпторы и архитекторы выезжают на место будущей установки. Часто, это место находится километров за 200 от Минска. Если не видеть реальной обстановки,  есть вероятность допустить грубые ошибки, которые могут повлиять на результат конкурсного отбора.

6). Начинается сбор информации, обработка собранных материалов и форсирование креативной идеи.

7). Когда выкристаллизовывается идея, делается эскиз в масштабе.  Масштаб, как правило,  1 к 10, или 1 к 5. Все зависит от размера будущей скульптуры.  Материал модели может быть любым, даже пластилин, но выгодно, когда он больше напоминает материал будущего произведения. Это работа скульптора.

8). После завершения эскиза делается фотомонтаж на местности.  Вот тут, особенно, нужны фото, которые сделаны на выезде.  Знание местности дает возможность наиболее выгодно расположить монументальную скульптуру. Это уже работа архитектора.

9). Модель,  планшет с фотомонтажом, метр на метр, и пояснительная записка с концепцией произведения везутся к определенной дате на место конкурса. Чаще это опять за 200 километров на территорию заказчика.

10).  Все  материалы зашифровываются четырехзначными цифрами. Это позволяет провести конкурс,  не отдавая предпочтения именам и званиям, а ориентироваться только на качество поданных материалов.  Такой конкурс называется закрытым, но бывают и открытые.

11). Специальная комиссия, в составе известных белорусских монументальных  художников и представителей от заказчиков  рассматривают проекты и назначают три места. Тот проект, который получает первое место, становится победителем и отправляется на реализацию.   Для остальных коллективов это означает, что проекты можно складывать на полку и ждать новой возможности себя проявить. Бываю случаи, когда по каким-то причинам выигравший проект не может быть реализован, то дают возможность реализации проекту, занявшему второе место. Такие случаи редко, но бывают.

Все, что описано выше – немного идеальная ситуация.  Может показаться, что конкурсы проходят относительно честно и адекватно.  Но все не так просто.   К сожалению,  много такого, что узнаешь только со временем, когда набьешь шишек и наберешься опыта.

В моей следующей статье «Проблемы проведения конкурсов в Беларуси», я  постараюсь описать ситуацию такой, какой она, к сожалению, есть на самом деле.