Для нашего зрителя, не избалованного роскошью в советское время, до сих пор еще сложно воспринимать скульптуру, как объект эстетический. Зачастую бытует мнение, что скульптура обязана быть только монументально-мемориальной или, еще того проще, – как надгробный памятник. Слишком долго в советское государство использовало скульптуру в качестве монументальной пропаганды. С тех пор эти стереотипы сильно укоренились в умах обычного населения. Если скульптура, то значит — это монументальный памятник известному человеку или трагическому событию. Именно трагические события чаще отражены в монументально — мемориальной пластике. Восприятие скульптуры, как отражения чего- то важного и грустного сильно отдаляет людей от понятия, что скульптура может нести положительные и эстетические эмоции и чувства.
К. Селиханов «Памятник скорби»
А. Бембель «Памятник Гастелло»
Другая проблема скульптуры в том, что для ее понимания и правильного прочтения нужна некоторая степень художественного образования или самообразования. А вот тут дела обстоят совсем не лучше. Такое образование получают только художники или люди близкие к художественной среде. А таких, как правило, очень немного. Даже люди с высшим, но не художественным образованием, часто мало интересуются тем, что касается искусства. Остальная же часть населения, а это большинство, глубоко равнодушна к данной теме. Сами слова – «скульптура», «скульптор», для людей не искушенных носит загадочный, а то и фантастический характер. Для примера, из личного опыта автора:
Лет десять назад группа скульпторов приехала в Островецкий район для того, чтобы сделать несколько скульптур из камня. Все это мероприятие сейчас, в современной среде, называется — скульптурным симпозиумом. Здесь каждый скульптор сам изготавливает свою творческую работу. Скульпторы питаются и живут и работают в одном месте в течение месяца. Если добавить сюда шум и пыль от обработки каменных глыб, то все это со стороны больше похоже на строительный гастробайт. И сами скульпторы близко не напоминают художников, в стандартном классическом понимании. Тогда местное население небольшого городка сразу заподозрило неладное во всей этой суете. Из –за того, что люди не могли понять, что происходит, очень быстро эта настороженность переросла в откровенную враждебность. Несколько раз приходилось отбивать атаки местных агрессивно настроенных молодых людей, которые были твердо уверены, что скульпторы здесь, в основном для того, чтобы увезти их невест в столицу.
Скульпторов спасло только то, что это был коллектив из крепких мужиков. В течение месяца к ним привыкли и отношения стали более дружескими. Но жители так и не смогли до конца понять, что такое скульптура и зачем она нужна, если она не памятник. А слово «скульпторы» местные подменили более знакомым для них понятием – «архитекторы». Потому, что им так и не удалось расшифровать смысл нашей загадочной профессии.
Скульптор Сорокин Алексей за работой на симпозиуме в г. Маалот- Таршиха, Израиль.
И последняя причина, почему мы до сих пор почти не видим новой современной скульптуры на улицах и в частных коллекциях, это не бюджетность этой формы искусства. Изготовление скульптуры требует больших финансовых затрат на материалы и на работу. Независимо от материала : деревянная это скульптура, каменная или бронзовая, любая скульптура — это целое производство, особенно если это связанно с металлом.
Вот так. Пока богатые, из-за недостатка образования, ставят себе золотые унитазы, а образованные не имеют средств, чтобы позволить заказать скульптуру в материале, ситуация меняется очень медленно и вяло. Но надежда есть, так как в связи с возможностью выезжать за пределы родины и видеть культуру других стран, постепенно повышает у белорусов уровень художественного образования.