Я уже писал выше, что существовала, и до сих пор существует проблема эстетического образования населения.  К счастью, за последние пару десятилетий  представление, что скульптура бывает только монументально –мемориальная, отходит в прошлое. Люди стали больше ездить по миру, бывать в тех странах, где культурный уровень высок,   много  разной скульптуры на улицах и в домах. Так, постепенно, возникает другое впечатление. Появляется понимание, что скульптура – это не только мемориальная форма.  В садах и парках, на улицах можно увидеть скульптуру,  не имеющую привязки к каким либо событиям или личностям.  И такая садово-парковая скульптура  является неотъемлемой частью пространства города или частной территории.  Очень трудно приходит осознание важности и нужности совсем не утилитарных вещей.  Декоративная или садово-парковая скульптура,  как раз, к таким и относится. Это  скульптурная форма, которая  призвана, в первую очередь,  дать человеку эстетическое удовольствие.  Одна из основных задач такой скульптуры — красота.  И не имеет значения фигуративная эта скульптура, формальная или абстрактная.

А. Майоль «Река»

А. Майоль «Река»

 К. Бранкузи «Бесконечная колонна»

К. Бранкузи «Бесконечная колонна»

В своей статье я больше касаюсь той скульптуры, которая находится на открытых пространствах города или парка потому, что она доступна  для обозрения большему количеству зрителей.  Ведь существует много прекрасной скульптуры в музеях, ее можно посмотреть на фото и в интернете. Но редко кто это делает.  Совсем другое, когда красивая форма свободно стоит на улице. Так она  воздействует  на людей, хотят они этого или нет. Большинство из прохожих пробегают равнодушно,  но когда похожей скульптуры много по всему городу она все равно остается у них на уровне подсознательной информации.  Простояв  лет десять, для любого человека, декоративная скульптура становится  привычной частью его пространства.  В этом и заключается эстетическое  воспитание.

Итальянский скульптор

Можно сравнить людей, которые живут в таких городах, как Санкт Петербург, Париж, Рим или Барселона, с людьми живущими в безликих современных городах. Кто с большим удовольствием и гордостью будет рассказывать о своем городе? Или куда больше едут туристы? А ведь они едут не за «шопингом», а для того, чтобы эстетически отдохнуть.

Так возникает желание что- то изменить у себя, чтобы иметь возможность для личной гордости и эстетического наслаждения.  Садово-парковая скульптура медленно, но верно завоевывает место в наших городах и частных коллекциях.  Уже  появляются люди, которые  отказываются от гномиков и грибочков в своих садах, а стараются сделать личное пространство с особой теплотой  и колоритом.  Одна  двухметровая  декоративная скульптура организовывает  от 40  до 50 квадратных метров.  Две или три такие скульптурные формы, совместно с садовыми деревьями и растениями, свободно смогут организовать территорию   среднего участка.

Сад скульптур, Новый Орлеан, США

Более высокий уровень декоративной или садовой парковой скульптуры – это кода автор закладывать философский смысл в эстетическую форму. Вот тогда изготовление скульптуры становится настоящим произведением искусства. Такие произведения ценятся во много раз выше, они копируются и приобретаются музеями.  Но так происходит только тогда, когда заказчик скульптуры оставляет автору  долю свободы.  Поэтому скульптура на заказ и авторская скульптура могут иметь ряд отличий в своем пластическом решении.

Г. Мур, «Король и королева»

Г. Мур, «Король и королева»