Что представляют большинство людей под словом «скульптура»? Монументальные памятники, рельефная лепнина на старинных зданиях, бюсты, а может различные объемные композиции в садово-парковых зонах, что радуют глаз и создают гармонию с природой. Многим вспоминаются белоснежные мраморные статуи Давида, Венеры, Зевса, монохромные, но никак не яркие. А если я скажу вам, что у живописи и скульптуры гораздо больше общего, чем вы можете представить? Примеров тому масса: от египетской скульптуры и древнегреческих статуй, до разноцветных фигур апостолов в костелах и зеленого «Дерева» Пола Маккарти.

Египтяне объединили слова «цвет» и «сущность» в одно понятие, что символизировало важность красок для разных сфер жизни и, в частности, отразилось на искусстве. Рассматривая бюст Нефертити или маску фараона Тутанхамона, вы можете заметить, какие цвета чаще всего использовали египтяне в своих скульптурах. Охра, желтая, белая и золотая краски имели «солнечную» природу. С их помощью художники подчеркивали божественное происхождение изображаемого. Красная палитра имела диаметрально противоположные значения: красота, женственность – борьба, смерть. Сакральное значение имел также белый цвет: египетские мастера использовали его при создании ритуальных статуэток. Зеленый и синий для египтян были цветами жизни и истины, соответственно.

Древнегреческие скульпторы тоже использовали цвет в скульптурах, а некоторые искусствоведы считают, что белый мрамор для художников был идеальной палитрой для выражения своих эмоций. Взгляните на Лучника в образе троянского царевича Париса. В оригинале эта фигура мужчины, вырезанная из белого мрамора. Удивительно, но ранее скульптура пестрила желтыми, красными, синими и зелеными красками. Уже в конце восемнадцатого столетия на древних монументах были обнаружены следы красителей. Из чего же древние люди делали краски? Чаще всего это были порошки желтой и красной охры, листового золота, медной зелени, киновари и лазури. Греки, в отличие от египтян, придавали цвету немного иные значения. Так белый и золотой означали счастье и мир; а вот синий, зеленый и все темные цвета  отождествлялись со злом и бедствиями. Хотя, египетские и греческие скульпторы раскрашивали фигуры, бюсты и статуэтки не с целью привлечь внимание зрителей, но обращаясь напрямую к работе и ее «душе».

Похожих принципов придерживались художники более поздних веков. Во многих европейских культовых зданиях мы до сих пор можем найти цветные фигуры Иисуса, Марии, апостолов. Часто, выполняя определенный заказ, скульпторы работали в тандеме с витражистами, архитекторами и другими мастерами. Красиво ли это? Представьте, как сине-золотые рясы на фигурах апостолов подсвечиваются витражными отблесками, а лучше загляните в неороманский костел Киррила и Мефодия в Праге.  

В современной скульптуре мы все чаще видим цвет. Благодаря новым материалам и технологиям стало реально повсеместно наблюдать яркие объекты искусства. Взять, хотя бы, провокационное «Дерево» Пола Маккарти на площади в Париже. Одним скульптура казалась огромной анальной пробкой, другие видели в ней свободу самовыражения. Сам художник рассказал, что вдохновился рождественской елью и походом в секс-шоп. Но, будь его работа красная, синяя или золотая, повлияло бы это на ее восприятие общественностью? Может, стоит открыться цветной скульптуре, принять и понять все ее красочное разнообразие, в конечном счете, расширить горизонты сознания, как делали люди еще до нашей эры. Решать вам.

Наша студия скульптуры ArtFormat  в своих скульптурах так же широко использует современные материалы и цвет.